Страничка логопеда

Учитель-логопед: Оленич Наталья Викторовна.  «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» В. Ключевский

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»  Конфуций

Здравствуйте уважаемые родители. Если вы заглянули на страничку логопеда, значит, вы заинтересованы в том, чтобы ваши дети выросли не только крепкими и здоровыми физически, но и владеющими чистой, грамотной речью. Ведь период от 0 до 5лет является определяющим для становления речи. Психологи называют этот промежуток «годами чудес». В это время усиленно, интенсивно развивается мозг ребенка. Согласно исследованиям ученых, именно в период  естественного созревания  все функции центральной нервной системы (восприятие, память, мышление, речь), легко поддаются тренировке. Для речевой функции таким благоприятным периодом являются первые три года жизни ребенка. Если в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Наукой доказано, что без речевого общения, без речевой среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны случаи, когда дети младенческого возраста были вскормлены животными. По возвращении в человеческое общество они не смогли научиться говорить. Также вы понимаете, что развивая речь ребенка, вы развиваете его интеллект, подготавливаете условия для успешного обучения в школе.

Думаю, вам будет интересно узнать показатели речевого развития детей 1.5 -2 лет, чтобы сверить достижения своих малышей с нормой, и узнать, каким образом можно развивать речь ребенка.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  2-Х ЛЕТ

  • ОБЛАДАЕТ ЗАПАСОМ  В 200-300 СЛОВ
  • ПОЛЬЗУЕТСЯ  В РЕЧИ ДВУХ, ТРЕХСЛОВНЫМИ СОЧЕТАНИЯМИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
  • ПРИСЛУШИВАЕТСЯ К СЛОВАМ И ПОНИМАЕТ ИХ ЗНАЧЕНИЕ
  • ЛЮБИТ, КОГДА ЕМУ ЧИТАЮТ,  И РАССМАТРИВАЕТ ИЛЛЮСТРАЦИИ
  • НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТЫ, ИЗОБРАЖЕННЫЕ НА КАРТИНКАХ
  • ХОРОШО ЗНАЕТ СВОЕ ИМЯ, ПРОИЗНОСИТ ЕГО
  • ПОЛЬЗУЕТСЯ СЛОВАМИ “ ДА”, “ НЕТ”, “ЕЩЕ”
  • ВЫРАЖАЕТ ПРОСЬБУ СЛОВАМИ, А НЕ ТОЛЬКО ЖЕСТАМИ
  • ИСПОЛЬЗУЕТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В РАЗНЫХ ПАДЕЖАХ (ТО ЕСТЬ С РАЗНЫМИ ОКОНЧАНИЯМИ)
  • СОГЛАСУЕТ ПРЕДМЕТ И ДЕЙСТВИЕ (“ МАШИНА ЕДЕТ”, “ Я ХОЧУ ЕСТЬ”)

ДЕТИ ПОНИМАЮТ ОБОЗНАЧАЕМЫЕ  НА ПРОСТЫХ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНКАХ ДЕЙСТВИЯ И ПРЕДМЕТЫ.

ВЫПОЛНЯЮТ ПРОСЬБЫ ВЗРОСЛЫХ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ.

ПОНИМАЮТ ЗНАЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДЛОГОВ (ПОЛОЖИ НА СТОЛ, СЯДЬ НАДИВАН).

ПОСЛЕ 1.5 ЛЕТ НАЧИНАЮТ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ: “ КАК ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ?”, “ ЧТО ЭТО?”

 ХАКТЕРНО НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА ЗВУКОВ РОДНОГОЯЗЫКА (ЭТАП ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО КОСНОЯЗЫЧИЯ). НЕУСТОЙЧИВОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ МНОГИХ СЛОВ: ЗВУК ТО ВЫПАДАЕТ, ТО ЗАМЕНЯЕТСЯ , ТО ПРОИЗНОСИТСЯ ВЕРНО.

НАРУШЕНА СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА МНОГОСЛОЖНЫХ СЛОВ (УПРОЩЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПУТЕМ ОПУСКАНИЯ СЛОГОВ ИЗ СЕРЕДИНЫ СЛОВА).

У ЧАСТИ ДЕТЕЙ СЛАБЫЙ, ТИХИЙ ГОЛОС.

Если вы заметили у вашего ребенка нарушения в овладении речью:

  • ребенок вообще не говорит или его речь значительно отстает от речи сверстников;
  • ребенок не понимает обращенную к нему речь и не выполняет простые просьбы;
  • у ребенка возникают трудности с восприятием речи, если он не видит губ говорящего или стоит к нему спиной

то вам необходимо обратится к врачам-специалистам, которые могли бы установить причину данных нарушений.Такими специалистами являются:

  1. Врач – сурдолог: после проведения  исследований он может указать, не являются ли нарушения речи вашего ребенка следствием нарушения слуха.
  2. Врач-невролог: он выявит заболевания центральной нервной системы, влияющие на формирование речи ребенка.
  3. Логопед: на основании заключений сурдолога и невролога он способен решить вопрос о характере нарушения речи ребенка.

Тест «Мои взаимоотношения с малышом!»

Вопросы

Почти всегда

Иногда

Никогда

1.

Нравится ли вам ваш малыш?

2.

Слушаете ли вы, что ребенок говорит?

3.

Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит?

4.

Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?

5.

Поправляете ли вы речь ребенка?

6.

Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли вы его?

7.

Смеетесь ли вы вместе с малышом?

8.

Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку или бесед с ним?

9.

Играете ли вы с малышом в какие-нибудь игры?

10.

Есть ли у ребенка хотя бы одна-две книги?

11.

Есть ли у ребенка дома место, которое отведено именно ему?

12.

Стараетесь ли вы подать ребенку пример, читая журналы, газеты, книги?

13.

Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?

14.

Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?

15.

Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?

16.

Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки по округе?

За каждый ответ «почти всегда» начислите себе балла, «иногда» – 2 балла, «никогда» – 0 баллов.

Ключ: 64 балла здорово! Так держать!

32 балла – неплохо, но есть возможность изменения своего отношения к ребенку.

Меньше 16 баллов – стоит задуматься и многое изменить в ваших взаимоотношениях с малышом.

Вопросник взят из книги американского психолога Д. Чейпи « Готовность к школе»

Скачать (PDF, 931KB)

Скачать (PDF, 1.14MB)

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Солнышко» по теме «Школа. Школьные принадлежности».

В подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Солнышко» прошло необычное логопедическое занятие. В гости к будущим первоклассникам приходила старушка Шапокляк, которая украла школьные принадлежности. Чтобы их вернуть и собрать портфель, ребятам пришлось выполнить ряд заданий: ответить на вопросы о школе, собрать пары слов, составить звуковую схему слова, разгадать кроссворд, помочь волшебному дереву приобрести листочки, собирая семейку слова «учеба» и разгадать школьные загадки. За каждое успешно выполненное задание Шапокляк возвращала школьные принадлежности. Так дети смогли собрать портфель полностью!

-Памятка для родителей

-СОБРАНИЕ c родителями вновь поступивших детей (сентябрь 2013 г)

Характеристика речи ребенка 5-6лет

-Приложения-игры и упражнения для педагогов и родителей

-Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

-Игры на развитие фонематического слуха

-Логопедический праздник (итоговый) “Путешествие в страну “Правильной речи”

Развитие речи детей в домашних условиях (Советы логопеда) Ноябрь

Развитие речи детей в домашних условиях (Советы логопеда) Декабрь

Развитие речи детей в домашних условиях (Советы логопеда) Май

Работа логоклуба Говоруша в рамках реализации программы 7-Я в младших группах

Консультация для родителей будущих первоклассников

«Здравствуй, здравствуй Новый год!»

f7948ca3-74e7-4c8a-ad84-35bc92bb43eeНакануне Нового года в старшей группе №10 «Веснушки»  прошло лексико-грамматическое занятие по логопедии «Здравствуй, здравствуй Новый год!». Ребята на занятии закрепили свои знания о празднике, вспомнили главных героев, играли с язычком, катались с «Горки» и скакали на «Лошадке», дули на снежинку. Все вместе составили интересную сказочную историю про то, как дикие животные встречали Новый год. Из «Новогоднего конструктора» ребята с удовольствием смастерили украшения на елку. Нужно было пофантазировать и придумать свою игрушку, ту, которую они хотели бы увидеть на елке. Получились необычные по форме шары: зверушки, рыбки и даже мечи. Самодельными игрушками ребята украсили елку в группе, и она стала еще краше.

b8a6545d-f233-4ab8-ac97-5a5874140f65 dee8f2ad-0056-4390-abf5-0ea0879b11c6 e133c172-6f83-4bb8-996e-6dcf4acac8bb

Праздник красивой речи

DSCF349925 апреля  в подготовительной логопедической группе «Ягодка» прошло необычное занятие «Праздник  красивой речи». Целью его было закрепление знаний детей, полученных на логопедических занятиях в течение  учебного  года. Занятие проходило в форме соревнований. Ребята разделились на две команды «Солнышко» и «Ветерок», выбрали капитанов: Серёжу и Вову, у каждой команды было своё приветствие. Оценивала работу  команд Евгения Александровна. Первое задание – разминка. Дети отвечали на вопросы логопеда Натальи Викторовны. За правильные ответы команда получали баллы. Затем прошли  задания «Скажи наоборот», «Исправь ошибки Незнайки». Конкурс капитанов  удался. Капитаны отлично справились со своим заданием, они  составляли слова из слогов, читали и выкладывали схему слов с помощью кружочков. А пока капитаны выполняли своё задание, команды не сидели без дела – собирали  по порядку картинки и составляли  рассказ. Команды не подвели своих капитанов! Снять напряжение в поединке помогла динамическая пауза «У оленя дом большой».  Непростым для команд оказалось задание «Отгадать загадки-обманки», но  они справились. В конце подвели итоги – победила дружба! Все вместе дети раскрасили дорогу,  по которой они оправятся  в страну знаний. Затем все вместе пили  чай с вкусными угощениями и делились впечатлениями.

DSCF3521 DSCF3516 DSCF3509 DSCF3508 DSCF3506 DSCF3505 DSCF3503 DSCF3502 DSCF3495